Лексико-синтаксические особенности языка газеты

Лексический и синтаксический строй газетной публикации отличается крайним разнообразием, зависит от темы публикации, типа издания, жанра, индивидуального стиля. При таком положении дел не имеет никакого смысла давать поуровневое описание публицистического стиля, как это делается, например, при описании разговорного, официально-делового или научного стиля.

Об одной из особенностей, об обязательном наличии экспрессивных и стандартных элементов, уже было сказано.

Другая важная особенность языка газеты определяется тем, что газета рассчитана на массовую аудиторию, на быстрое и однократное прочтение текста, на то, чтобы публикацию без особого труда мог прочитать любой интересующийся этой темой. Такая предназначенность текста предъявляет целый ряд требований к языку газетных публикаций. Укажем основные из этих требований.

1. Предельная длина словосочетаний – пять-семь слов.Более длинные словосочетания следует разбивать на отдельные предложения или части сложных предложений.

2. Нежелательно использовать конструкции с левым распространением.Цепочка зависимых слов, располагающаяся слева от главного слова, полностью будет воспринята только вместе с главным словом, что требует дополнительного напряжения и существенно затрудняет восприятие текста. В то же время смысл слов, располагающихся справа от главного слова, воспринимается сразу по мере развития речевой цепочки.

3. Существенно затрудняют восприятие текста отглагольные существительные. Отглагольное существительное – это свёрнутое предложение, это сгусток смысла, концентрация смысла. Если в каком-либо отрезке текста появляется несколько отглагольных существительных, то часть из них следует развернуть в самостоятельные предложения.

Напечатано: Налоговики собираются провести ряд проверок предприятий по поводу полноты уплаты акцизов и лицензионных сборов.

Возможный вариант: Налоговики собираются проверить, насколько полно платят предприятия акцизы и лицензионные сборы.

4. Газетный текст должен содержать контактоустанавливающие средства.Хорошо воспринимается текст, в котором звучат разговорные интонации.

Это достигается использованием малораспространённых, односоставных и неполных предложений Пишущему эти типы предложений субъективно даны в соответствующих разговорных интонациях.

Хорошей контактоустанавливающей силой обладают различные видывопросительных предложений. Именно поэтому в газете так широко распространён приём внутренней диалогизации текста.

В газете широко распространены вопросительные предложения в композиционнойфункции. К ним относятся а) вопросы, стоящие в начале абзаца и обозначающие тему этого абзаца; б) вопросы, стоящие в конце абзаца и оформляющие переход к теме следующего абзаца; в) вопросы, стоящие в конце текста, выражающие значение императива и имеющие общий характер вывода.

Указав на общие для всех публицистических текстов особенности, мы должны отметить также, что развитый в речевом отношении текст газетной публикации использует весь арсенал изобразительно-выразительных средств русского языка, в том числе многочисленные тропы и фигуры.


6898679853689151.html
6898702756237558.html
    PR.RU™