Власти субъектов РФ, органов местного самоуправле-

ния, иных органов и общественных объединений.Это

положение закона имеет принципиальное значение.

Сущность принципа независимости прокурорского над-

зора в том, что каждый прокурор в своей деятельности не-

зависим и при выполнении возложенных на него обязанно-

стей руководствуется законами и изданными в соответствии

с ними приказами и указаниями Генерального прокурора

РФ. Названным законом прокурор огражден от вмешатель-

ства в его надзорную деятельность каких бы то ни было фе-

деральных или местных органов. Прокуратура может обес-

печить точное исполнение законов только в том случае, если

24 Глава 1. Сущность, задачи, принципы ... прокурорского надзора

прокуроры реализуют свои полномочия независимо от мест-

ных и других органов государственного управления.

Независимость органов прокуратуры не означает отрыва

прокуроров от местных органов власти и управления. Орга-

низационные мероприятия по осуществлению надзора и в

целом укреплению законности прокуроры осуществляют в

тесном контакте с центральными и местными органами

представительной и исполнительной власти.

Принцип независимости организации и осуществления

надзора имеет важнейшее государственное и политическое

значение, так как только при последовательном соблюдении

этого принципа прокуратура может достичь поставленные

перед ней государством цели и задачи. Осуществление

принципа независимости органов прокуратуры обеспечива-

ется их организационным построением, порядком назначе-

ния прокурорских кадров, установленной законом системой

подчиненности и подотчетности прокуроров. Гарантией со-

блюдения этого принципа является ст. 5 Закона о прокура-

туре, закрепившая недопустимость вмешательства в осуще-

ствление прокурорского надзора. Согласно этой статье

воздействие в какой-либо форме федеральных органов госу-

дарственной власти, органов государственной власти

субъектов РФ, органов местного самоуправления, обще-

ственных объединений, средств массовой информации, их

представителей, а также должностных лиц на прокурора с

целью повлиять на принимаемое им решение или воспре-

пятствование в какой-либо форме его деятельности влечет

за собой установленную законом уголовную или админист-

ративную ответственность.

Одной из черт, или свойств, принципа независимости

является политическая независимость прокурора. Предус-

мотренное п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре запрещение про-

курорам быть членами общественных объединений, пресле-

дующих политические цели, или принимать участие в их

деятельности исключает возможность влияния этих объеди-

нений на прокурора, а следовательно, и на принимаемые им

решения в процессе осуществления прокурорского надзора.

Известно, что во всех политических объединениях (парти-

ях, движениях и т.п.) существуют внутренняя, организаци-

онная дисциплина, подчинение меньшинства большинству,

1.4. Принципы организации и деятельности прокуратуры 25

большая или меньшая степень обязательности выполнения

решений руководящих органов объединений или их боль-

шинства. Эти решения могут не всегда совпадать с целями



и задачами органов прокуратуры, поэтому их выполнение

препятствовало бы реализации функций прокуратуры.

Членство в такого рода объединениях исключает возмож-

ность прокурора руководствоваться при осуществлении

надзора чем-либо иным, кроме закона, приказов и указаний

Генерального прокурора РФ.

Решению этой же задачи служит предусмотренное в том

же п. 4 ст.4 Закона о прокуратуре запрещение создания и

деятельности общественных объединений, преследующих

политические цели и их организаций в органах и учрежде-

ниях прокуратуры. Если прокурор не имеет права быть чле-

ном политических объединений, созданных вне органов и

учреждений прокуратуры, то тем более он не имеет права

их создавать и участвовать в деятельности таких организа-

ций в самой прокуратуре. Поэтому возможность их созда-

ния в органах прокуратуры запрещены законом.

Конечно, каждый прокурор как гражданин и член обще-

ства может разделять или придерживаться каких-либо

взглядов или доктрин тех или иных политических объе-

динений, существующих, как известно, в настоящее время в

большом количестве. Однако такое разделение тех или

иных взглядов ни в коей мере не должно влиять на приня-

тие им своих профессиональных решений.

Важность неукоснительного соблюдения принципа по-

литической независимости прокуратуры особенно актуаль-

на в периоды конкретных изменений социальных, полити-

ческих и экономических отношений, свойственный для

современного российского общества.

Принцип гласностизакреплен в п. 2 ст.4 Закона о про-

куратуре. В ней сказано, что органы прокуратуры действу-

ют гласно в той мере, в какой это не противоречит требова-

ниям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан,

а также законодательства РФ о государственной и иной, спе-

циально охраняемой законом тайне; информируют федераль-

ные органы государственной власти, органы власти субъек-

тов РФ, органы местного самоуправления и население о

состоянии законности.

26 Глава 1. Сущность, задачи, принципы ... прокурорского надзора

Одна из форм реализации названного принципа проку-

рорского надзора закреплена в п. 7 ст. 12 Закона о прокура-

туре. Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ еже-

годно представляет палатам Федерального Собрания РФ и

Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопо-

рядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укрепле-

нию.

Из Закона о прокуратуре вытекает, что прокуратура ин-

формирует органы государственной власти не только о со-

стоянии законности в РФ, но и о результатах своей работы

по ее укреплению. В названной статье Закона говорится

только о деятельности Генерального прокурора РФ, но на

практике все подчиненные ему прокуроры, действующие,

естественно, на своем уровне полномочий, также постоянно

информируют местные органы власти о результатах своей

работы.

Реализация принципа гласности обеспечивается создани-

ем в органах прокуратуры специальных структурных подраз-

делений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников

прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой ин-

формации, организующих эту работу на местах.

Важность принципа гласности определяется тем, что его

реализация способствует информированности органов госу-

дарственной власти и общества о состоянии законности и

правопорядка в стране, повышению норм правосознания

населения и в конечном итоге — укреплению законности.

Последнее имеет особо важное значение для самой проку-

ратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по

укреплению законности в целом, доступность информации

о работе прокуратуры по конкретным уголовным и граж-

данским делам, разрешению материалов о преступлениях и

правонарушениях для средств массовой информации спо-

собствуют недопущению нарушений законности в работе

самой прокуратуры.

Однако не вся информация о работе прокуратуры может

быть предана гласности. В тех случаях, когда предание глас-

ности информации о работе прокуратуры по конкретным

делам и материалам может причинить вред интересам госу-

дарства и граждан, такая гласность не допускается. Сказан-

ное не изменяет вывода о том, что принцип гласности — не-

1.5. Основные направления (отрасли) прокурорского надзора 27

обходимое условие надзора, значимость которого суще-

ственно возросла на современном этапе развития демокра-

тии в РФ.


6895224457314963.html
6895272425093852.html
    PR.RU™