Лосский о миссии русского народа

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

При полном реализме найти в человеке человека — это русская черта по преимуществу.

Ф.М. Достоевский

Говорят иногда, что у русского народа — женственная природа. Это неверно: русский народ, особенно великорусская ветвь его, народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужествен; но в нем особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственной мягкостью.

(Достоевский и его христианское миропонимание, стр. 225, курсив Лосского)

Отношение к судьбе своей страны — возможность продемонстрировать философию на практике. Неслучайно, что многие философы так или иначе касаются этой темы. В «Розе мира» четыре книги из двенадцати целиком посвящены метаистории России. В книге «Достоевский и его христианское миропонимание» Николай Онуфриевич отводит России отдельную главу, причем один из разделов называется — «Миссия русского народа».

Вот ряд цитат, которые он приводит в работе:

Мы, русские — народ молодой; мы только что начинаем жить, хотя и прожили уже тысячу лет; но большому кораблю большое и плавание.

(Достоевский. «Дневник писателя», 1876, февр.)

Именно русские, думает Достоевский, положат начало «всепримирению народов» и «обновлению людей на подлинных началах Христовых»

(Достоевский, «Дневник писателя»)

Христианство и примиряющее начало неоднократно упоминаются Лосским как важнейшие черты Миссии России.

С каких позиций рассматривается в работе миссия народа?

Согласно персоналистической метафизике, каждый народ есть личность высшего порядка, чем личное бытие каждого отдельного человека: лица, принадлежащие к составу народа, суть органы народа; конечно, они только отчасти живут интересами народа, как целого, отчасти же ведут свою самостоятельную жизнь. Личность народа, как и всякая личность, есть своеобразный, единственный в мире индивидуум.

(Достоевский и его христианское миропонимание, стр. 223)

Те, кто знаком с «Розой мира» знают, что у Андреева выделяется несколько различных Иерархий, связанных с каждым народом, важнейшие среди которых три — Дух-народоводитель (демиург), Соборная душа народа, и противостоящий им государственный демон.

Лосский не делает различия между светлой и темной стороной стоящей за народом личности, и вообще видит лишь одну личность. Но в ряде случаев чувствуется, что Лосский интуитивно ощущал природу стоящих за народом иерархий, как в приведенной в начале главы цитате, когда он говорит о сочетании мужественной природы с женственной мягкостью.

Характер русского народа философ показывает в основном на цитатах Достоевского. Отчасти это связано с тем, что задачей работы было показать сущность христианства через призму взглядов Достоевского:



Достоевский любит говорить о всеоткрытости русского духа, о способности его перевоплощаться в дух других наций, о его любви к другим народам.

…Зная глубокую религиозную основу русского духа, Достоевский, несмотря на все недостатки народа, верил в то, что русским предстоит осуществить великую миссию в Европе…

(Достоевский и его христианское миропонимание, 233)

Отчасти Лосский не хотел прямо выражать свою позицию и по другим причинам. Для философа, проведшего половину своей жизни в эмиграции и с печалью наблюдавшего за происходящим в России при Ленине и Сталине, был немаловажен вопрос: «как такое вообще могло случиться?»

Как могло случиться, что «народ-богоносец», народ «христианского духа» произвел самую свирепую и самую безбожную революцию? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим недостатки русского народа, восходя к той их основе, из которой вытекают и достоинства его. Увлеченный стремлением к абсолютному, русский человек сравнительно мало проявляет интереса к средней области земной культуры. «Или все, или ничего» — таков сознательный или безотчетный принцип поведения многих русских людей… Русский человек может совершать великие подвиги во имя абсолютного идеала, но он может и глубоко пасть, если утратит его.

(Достоевский и его христианское миропонимание, стр. 228)

Перечисленные недостатки русских людей исходят из того же источника, из которого вытекает и христианский дух его, именно из напряженного искания абсолютного.

(там же, стр. 232)

Если народ духовно одарен, то и целый народ, переходя от инстинктивных основ своего национального бытия к осознанию их, может пережить период критического сомнения в них и даже отрицания.

(там же, стр. 230)

Таким образом, видно, что Лосский говорит о трудностях в процессе становления и о больших потенциальных возможностях России. Объединяющее, одухотворенное христианством начало присуще русскому духу.

Достоевский писал, что основное стремление русских людей есть «всеобщее духовное примирение». «Русская идея станет со временем синтезом всех тех идей, которые Европа так долго и с таким упорством вырабатывала в отдельных своих национальностях»… В русском характере «по преимуществу выступает способность высокосинтетичности, всечеловечности»…

(там же, стр. 233)


6894844078142835.html
6894874812214673.html
    PR.RU™