Гимнастика в Новое время

Новое время (XVIII — начало XIX в.) характеризуется быст­рым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть. В этих условиях идеологи буржуазии выступали против всех феодальных устоев. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подверг­нуто самой беспощадной критике...», — писал К. Маркс.

Гуманисты предлагали установить новую систему всесторонне­го воспитания юношества, чтобы освободить его от старых фео­дальных традиций и догм. Большое внимание уделялось физи­ческому воспитанию путем использования гимнастических уп­ражнений. Развивались идеи Я. А. Коменского и Д.Локка о соот­ношении чувственного и умственного познания окружающего мира, необходимости развития функций органов чувств, закали­вания, физической подготовки детей и юношества. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Руссо и Песталоцци.

Жан Жак Руссо (1712 — 1778), идеолог революционной мелко­буржуазной демократии, считал, что при подготовке ребенка к жиз­ни надо приучать его к испытаниям, закаливать тело, чтобы оно могло противостоять непогоде, голоду, жажде, усталости. Руссо, как и Локк, особое внимание обращал на необходимость разви­тия функций органов чувств, приобретение ребенком, юношей Двигательного, эмоционально-волевого и нравственного опыта. Рус­со писал: «Итак, если вы хотите воспитать ум вашего ученика,





воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Крайне плачевное заблуждение воображать, что телесные упражнения вредят работе ума: как будто эти две деятельности не должны идти рука об руку и как будто одна не должна направлять другую»1.

Физическое воспитание, по убеждению Руссо, является осно­вой умственного, трудового и нравственного воспитания. Сред­ством решения воспитательных задач Руссо считал гимнастичес­кие упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Для повышения заинтересованности и активности детей в разви­тии их двигательных способностей он предлагал использовать со­ревновательный метод.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827) всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей просто­го народа. Он рекомендовал развивать у них двигательные, ум­ственные, нравственные (человеческое достоинство, трудолюбие, добросовестность, волю и др.) способности; формировать уме­ния и навыки, необходимые в повседневной жизни, сельском хо­зяйстве, ремесленном и промышленном производстве. Ведущая роль отводилась физическому воспитанию. Оно начиналось с «ес­тественной домашней гимнастики», когда мать помогает ребенку в его самых первых самостоятельных движениях, продолжается в подвижных и народных играх, забавах, в занятиях элементарной (суставной) гимнастикой и завершается овладением трудовыми процессами.



Чтобы обучение детей сделать доступным и понятным, Песта­лоцци предлагал все отрасли знания свести к основным, простым и ясным элементам. Важным элементом человеческого тела он считал сустав. Поэтому, рассуждал Песталоцци, детей надо начи­нать учить движениям, развивающим пластичность и гибкость каждого отдельного сустава, далее постепенно усложнять упраж­нения движениями, при которых задействованы одновременно два-три сустава и более, и завершать обучение, предлагая ребенку выполнить сложный комплекс упражнений. Фактически это была система развития координации движений. Гимнастические упраж­нения должны были выполняться сознательно, а не подражатель­но. На базе элементарной гимнастики рекомендовалось проводить особую «индустриальную гимнастику».

Во взглядах Песталоцци на нравственное и физическое воспи­тание заложены основы системы физической подготовки с про­фессиональной направленностью. В то же время его взгляды сле-

Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании: Пер. с фр. — СПб., 1913. — С. 99.


дует считать ограниченными в силу того, что человека, его орга­низм, окружающую действительность он представлял как сумму независимых друг от друга явлений, не видя между ними тесной диалектической связи.

Таким образом, в Новое время гимнастика получает дальней­ший толчок к развитию под влиянием более прогрессивного ка- . питалистического способа производства, развития наук (в том числе и наук о человеке), культуры, повышения боеспособности армий в связи с необходимостью ведения войн.


6894447891576123.html
6894498034589062.html
    PR.RU™