Новый этап в развитии культуры.

Предыдущая158159160161162163164165166167168169170171172173Следующая

1.2.1. Функции культуры.Культура на новом этапе не просто выполняла вспомогательные социальные функции. Она стала самостоятельной общественной, в том числе производительной, преобразующей силой. Изменилось ее содержание.

1.2.2. Новое единствообрела мировая культура. Ее различные национальные части, сохраняя свою самобытность и особенности, взаимодействовали, взаимовлияли и дополняли друг на друга.

1.3. Особенности художественной культуры на рубеже веков.Кроме черт, свойственных культуре конца XIX-начала XX в. в целом, искусство того периода характеризовалось своими особенностями.

1.3.1. Новые этапы в развитии мирового искусства.В конце XIX в. произошел скачок в содержании мировой художественной культуры.

- От принципа непосредственного изображения мира искусство преходило к его преображению художественными средствами - модерну (импрессионизм, символизм и др.).

Провозглашались идеи самоценности искусства, ранее в значительной степени игравшего вспомогательную роль по отношению к общественной мысли. Так в России XIX в. именно в литературе и живописи были наиболее остро поставлены вопросы социального развития. Наиболее важные из них стали названиями известных произведений Герцена (Кто виноват?) и Чернышевского (Что делать?), имевших огромный резонанс в обществе.

- Затем, уже в начале XX в., началось движение к принципам воссоздания новой реальности художественным языком - авангардизму (кубизм, футуризм и др.). Распространилась концепция самодостаточности искусства.

1.3.2. Диверсификация исскусства. Разнообразие стилевых направлений.В отличие от предыдущей эпохи, когда в искусстве господствовало одно направление - реализм, в конце XIX-начале XX в. одновременно с возникновением новых направлений, сохранялись и развивались ранее существовавшие, достигая значительных результатов.

1.3.3. Две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков.Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале ХХ в. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуют два мнения.

Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н.А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в.

Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искуство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок).

Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма - умирающего капитализма. Марксисты видели признаки приближения социалистической революции и в естественной цикличности экономики и в развитии религиозной философии и в возникновении искусства, отличного от критического реализма, который они считали наивысшим достижением буржуазной культуры, так как он прямо отражал проблемы общества.



Просвещение

2.1. Начальное образование. В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 1897 г. (21 %) по 1917 г. (31 %) в 1,5 раза. Если не учитывать детей дошкольного возраста, около 40% российских подданных умели читать. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (со 26,5 млн. до 53 млн. чел). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс. новых школ. В соответствии с законопроектом, который Дума не успела принять до войны, правительством с 1907 г. выделялись значительные средства для создание в 10-летний срок системы всеобщего начального образования. Бюджет начальной школы в 1907-1914 гг. вырос в 6 раз.

2.2. Средняя и высшая школа.

2.2.1. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу.

2.2.2. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. - св. 4 тыс.)и коммерческих училищ (в 1913 г. - св. 250).

2.2.3. Для обеспечения всеобщего начального обучения развитие педагогического образования. К 1914 г. в России существовало 47 учительских институтов и свыше 170 учительских семинарий (училищ).

2.2.4. Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Создавались новые вузы, прежде всего технические. Число высших учебных заведений достигло к 1914 г. 135 со 127 тыс. студентов. После революции 1905-1907 гг. возникали не только государственные, но и народные вузы, создавашиеся на средства благотворителей (университет А.Л. Шанявского, педагогический институт П.Г. Шелапутина и др.).

В высшей школе преподавали крупнейшие российские ученые, развивалась вузовская наука.

2.3. Внешкольное народное просвещениеохватило широкие слои общества. Не только в городах, но и в рабочих поселках было создано св. 1 тыс. культурно-просветительских обществ и народных домов.. Создавались рабочие театры. Число библиотек, в том числе публичных, выросло после революции 1905-1907 гг. в 5 раз (1914г. - св. 75 тыс.).

Развивалось книжное дело. Издавались десятки тысяч книг. Возникали тысячи новых типографий и издательств. Крупнейшие издательские фирмы, такие как товарищество М. Вольфа, издательство И.Д. Сытина и другие выпускали народные книжные серии.

После отмены цензуры (ноябрь 1905 г.) в 10 раз увеличилось число периодических изданий. Только газет, которые читали все слои населения, издавалось к 1917 г. свыше 1100. Некоторые популярные журналы издавались более, чем стотысячными тиражами. Так, например, Нива, которую читали все слои населения, выходила в начале века тиражом около 250 тыс. экземпляров.

Наука

3.1. Естественные и технические наукибыстро развивались в связи с возросшими нуждами промышленности и армии.

3.1.1. Наука. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Н.Е. Жуковский; математик С.А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П.Н. Лебедев; геохимик и биохимик, заложивший основы современной экологии В.И. Вернадский; физиолог, нобелевский лауреат (1904 г.) И.П. Павлов; иммунолог, также получивший нобелевскую премию (1908 г.) И.И. Мечников; отец космонавтики К.Э. Циолковский и др.

3.1.2. Техника. Начало ХХ в. и особенно годы первой мировой войны характеризовались крупными достижениями в области техники. Началось самолето- и автомобилестроения. Не имели мировых аналогов такие российские изобретения, как четырехмоторный самолет И.И. Сикорского Илья Муромец, пистолет-пулемет, лыжно-гусеничный автомобиль и др.

Несмотря на серьезный прогресс в науке, технический уровень российского хозяйства отставал от западного, а свыше 60 % использовавшихся машин и оборудования отечественной промышленности были произведены за рубежом или по иностранным чертежам. Но быстрое развитие науки и техники, которое в 1910-е гг. стали активно поддерживать российские предприниматели внушало надежду на скорейшее достижение европейского уровня.

3.2. Гуманитарные наукитрадиционно играли большую роль в отечественной науке и определяли характер среднего и высшего образования. Тем болееонивызывали огромный интерес в российском обществе начала века, находившимся в условиях соцально-политического кризиса. При этом усилилась связь между философскими, историческими и пр. концепциями российских ученых и их политическими взглядами. Многие ученые обратились к непосредственной политической деятельности, работая в различных политических партиях и организациях: от РСДРП до Союза русского народа.

3.2.1. Вфилософии того периода отчетливо проявились две тенденции.

- В работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова развивался философский материализм,сочетавший позитивизм иреволюционные идеи.

- Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления. В сборниках Проблемы идеализма (1902 г.), Вехи (1909 г.), трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского сочеталось развитие идей В.С. Соловьева и В.В. Розанова о новом религиозном сознании с положениями либеральной мысли о самоценности личности и духовной свободе человека.

3.2.2. Историческая наукаразвивалась в трудах В.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.А. Рожкова, М.Н. Покровского. Совершенствовались методы исторического исследования, поднимались новые темы, самостоятельной отраслью истории стала историография.

3.2.3. Получили значительные развитиетакже экономическая наукаисоциология(П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин), а также филология(Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ).

3.3. Переворот в научных взглядах, значительный вклад в который сделали российские ученые, сопровождался расширением круга исследователей. В конце XIX- XX в. в России образовалось свыше 700 научных и научно-технических обществ. Важно, что такие общественные организации возникали не только в признанных научных центрах, но и в десятках периферийных городов. В начале века выходили сотни научных и научно-популярных журналов.


6893475791662751.html
6893523551918235.html
    PR.RU™